Можно, если знать, что в первую очередь интересует проверяющих.
Сегодня все дают рекомендации – как пройти налоговую проверку?
У нас тоже есть практический важный совет.
Опыт работы по сопровождению проверок показал следующее:
- как правило, налоговый комплаенс договоров заключается только в проверке контрагентов с создание Досье контрагента, которое игнорируют не только налоговые органы, но подчас и суды;
- налоговый комплаенс договоров не должен заканчиваться заключением договора, а должен сопровождать исполнение договоров до полного подписания закрывающих документов.
Во многих организациях после заключения договоров их исполнение с точки зрения налоговых последствий уже не контролируется ни бухгалтерией, ни юридической службой, а технические специалисты не осведомлены о возможных налоговых рисках организации если не соблюдается документооборот, прописанный в договоре.
Осмотрительность и осторожность должна соблюдаться не только при заключении договора, но и на всех этапах исполнения договора:
- получение всех документов и согласований, предусмотренных договором;
- фиксирование процесса исполнения договора и всех (даже промежуточных!) результатов;
- заблаговременное создание доказательственной базы (свидетели, электронные носители, переписка сторон по электронной почте, списки работников, пропуска на объекты, промежуточные акты, журнал инструктажа по технике безопасности и т.п.)
Арбитражная практика показывает, что в большей степени успехи налоговых органов обеспечены отсутствием взаимодействия между службами организации-налогоплательщика.
Договорной отдел, юристы собирают досье на контрагентов на стадии заключения договоров. Но на этом, как правило, всё и заканчивается.
Защита налогоплательщика бывает эффективной только если процедура соблюдения должной осмотрительности будет состоять из 3-х этапов:
- Заключение договора с подрядчиком, формирование досье – как правило все научились собирать материалы, однако эти документы уже не воспринимаются проверяющими и судами.
- Фиксация процесса выполнения работ: фото и видеофиксация, заполнение журналов общих работ, техники безопасности, списки работников. Согласование подрядчиков с Заказчиками. Все материалы после окончания работ не выбрасываются, а присоединяются к досье, собранное при заключении договора. И кто-то за это должен отвечать!
- Формирование закрывающих бухгалтерских документов и окончательное формирование досье – как правило в этом тоже нет больших проблем.
Все документы должны храниться не менее 5-ти лет и при обращении проверяющих сразу предоставляться в ответ на требования налогового органа.
Только такой комплексный подход и сквозное документирование процесса выполнения работ (оказания услуг) от договора до акта выполненных работ (оказанных услуг) может позволить минимизировать потери по результатам налоговой проверки.
Если организация получит решение о начале налоговой проверки, то следует собрать всё, что формировалось по всей цепочке выполнения работ (оказания услуг). Сформировать досье на подрядчиков (исполнителей) не только силами бухгалтерии, но и силами всех технических сотрудников организации.
От каждого сотрудника зависит – сможет руководство организации минимизировать потери или организация после налоговой проверки будет поставлена на грань выживания!