Что же такое премия?

Что же такое премия?

Нет комментариев

Что же такое премия?

\n

\n

\n

\n

    \n

  • Медведев А.Н., главный аудитор ЗАО «Аудит БТ»,
  • \n

  • член Научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов, к.э.н.
  • \n

\n

\n

Комментарий к Постановлению Президиума ВАС РФ от 7 февраля 2012 г. № 11637/11

\n

На официальном сайте ВАС РФ размещено Постановление Президиума ВАС РФ от 7 февраля 2012 г. № 11637/11, которое, ответив на один вопрос, поставило другие вопросы: разрешив вопрос относительно НДС, суд породил новые проблемы с исчислением налога на прибыль!

\n

Предметом рассмотрения Президиумом ВАС РФ 7 февраля 2012 г. был вопрос об обложении НДС премий, полученных покупателем от поставщиков за выполнением условий договора поставки, а именно:

\n

    \n

  • прогрессивной стимулирующей премии за объем закупок;
  • \n

  • и премии за присутствие товаров в магазинах торговой сети.
  • \n

\n

Налоговый орган трактовал получение указанных премий как некую услугу, оказанную покупателем поставщикам в рамках договора поставки, которая должна включаться в налоговую базу по НДС.

\n

В результате Президиум ВАС РФ констатировал, что получение указанных премий не связано с оказанием каких-либо услуг, т.е. выполнением покупателем конкретных действий в интересах поставщиков, поэтому они не должны облагаться НДС.

\n

Вместе с тем, признав, что выплата поставщиками премий является мерой, направленной на стимулирование покупателя в приобретении и дальнейшей продаже как можно большего количества поставляемых товаров, суд пришёл к выводу, что премии являются формой торговых скидок, применяемых к стоимости товаров, оказывающих влияние на налоговую базу по НДС у поставщиков. Напомним, что применительно к поставщику в постановлении Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2009 г. № 11175/09 был сделан следующий вывод: «…независимо от того, как стороны дистрибьюторского соглашения определили систему поощрения: путем предоставления скидки, определяющей размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре, либо предоставления бонуса — дополнительного вознаграждения, премии, предоставляемой продавцом покупателю за выполнение условий сделки, а также независимо от порядка предоставления скидок и бонусов (перечисления на расчетный счет, зачета в качестве аванса или уменьшения задолженности) при определении налогооблагаемой базы сумма выручки подлежит определению с учетом скидок, а в случае необходимости — корректировке за тот налоговый период, в котором отражена реализация товаров (работ, услуг)».

\n

Таким образом, высказавшись в декабре 2009 года в отношении поставщика, Президиум ВАС РФ в феврале 2012 г. определился и в отношении покупателя:

\n

    \n

  • премии, скидки, бонусы, ретроскидки, ретробонусы, предоставленные поставщиком покупателям, корректируют у поставщика налоговую базу по НДС в сторону уменьшения;
  • \n

  • премии, скидки, бонусы, ретроскидки, ретробонусы, полученные покупателем от поставщиков, должны «зеркально» корректировать у покупателя налоговые вычеты по НДС.
  • \n

\n

Вроде бы всё логично.

\n

Однако Президиум ВАС РФ фактически поставил перед правоприменительной практикой новые вопросы:

\n

1. Если скидки и премии в любом случае уменьшают стоимость поставленных товаров, что влечет за собой необходимость изменения налоговой базы по НДС у поставщика и суммы налоговых вычетов НДС у покупателя, то как это согласуется с нормами главы 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций», согласно пп. 19.1. п. 1 ст. 265 НК РФ которой расходы в виде премии (скидки), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок, являются внереализационным расходом у поставщика?

\n

Получается, что налоговый учёт по налогу на прибыль и по НДС в принципе расходятся методологически:

\n

    \n

  • в налоговом учёте по налогу на прибыль премии и скидки – это просто расход поставщика и доход покупателя — без корректировки поставщиком выручки по продажным ценам и без корректировки покупателем покупной стоимости товаров;
  • \n

  • применительно к НДС скидки и премии корректируют стоимость поставленных товаров с неизбежной необходимостью оформления корректировочных счетов-фактур.
  • \n

\n

Фактически Постановлением Президиума ВАС РФ от 7 февраля 2012 г. дальнейшее практическое применение нормы пп. 19.1. п. 1 ст. 265 НК РФ поставлено под сомнение.

\n

2. Вынося своё категоричное решение о необходимости корректировки покупателем налоговых вычетов по НДС на суммы премий, как уменьшающих стоимость поставленных товаров, Президиум ВАС РФ не учёл того, что указанная норма была введена в п.п. 4 п. 3 ст. 170 НК РФ лишь с 1 октября 2011 года – Федеральным законом РФ от 19 июля 2011 г. № 245-ФЗ:

\n

«Суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях:

\n

4) изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены (тарифа) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.

\n

Восстановлению подлежат суммы налога в размере разницы между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после такого уменьшения.

\n

Восстановление сумм налога производится покупателем в налоговом периоде, на который приходится наиболее ранняя из следующих дат:

\n

    \n

  • дата получения покупателем первичных документов на изменение в сторону уменьшения стоимости приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), полученных имущественных прав;
  • \n

  • дата получения покупателем корректировочного счета-фактуры, выставленного продавцом при изменении в сторону уменьшения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав».
  • \n

\n

Придав своим Постановлением от 7 февраля 2012 г. фактически обратную силу к премиям, высший суд не дал ответа на вопрос: как технически до 1 октября 2011 г. (до законодательного введения корректировочных счетов-фактур) покупатель и поставщик должны были корректировать свои расчёты по НДС?

\n

Выводы:

\n

Во-первых, рассматривая любую хозяйственную ситуацию, нельзя подходить к анализу её налоговых последствий однобоко – лишь с позиции одного налога. Так, в данном случае, рассматривая лишь вопросы исчисления НДС, высший суд не должен был обойти своим вниманием и смежные нормы исчисления налога на прибыль.

\n

Во-вторых, распространяя свои истолкования норм НК РФ на прошлые налоговые периоды, высший суд должен был учесть нормы ст. 5 НК РФ о действии налоговых законов во времени. Иначе получается, что мы должны жить не по законам, которые имеют конкретную дату вступления в законную силу, а по субъективному толкованию этих законов несколькими людьми в судейских мантиях, которые придают им обратную силу, не установленную законодателем!

\n

Оставить ответ

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!