Осторожно, новые песни о старом!

Осторожно, новые песни о старом!

Нет комментариев

Упрощённая система налогообложения (УСН) регламентирована не только положениями Налогового кодекса РФ, но и законодательными актами субъектов Российской Федерации — так, например, налоговая ставка при объекте налогообложения «доходы» варьируется от базовой ставки в 6 % вплоть до 1 % (например, в Мурманской области и в Чеченской Республике). В этой связи у налоговых схемотехников возникает вполне логичная, по их мнению, схема снижения налоговых платежей, для реализации которой достаточно зарегистрироваться в регионе с пониженной ставкой УСН.

Насколько это реально?

Начнём с организаций. Какие риски?

С одной стороны — можно С другой стороны-отрицательный опыт

Организация, применяющая УСН и осуществляющая деятельность на территории субъекта РФ, в котором установлена пониженная налоговая ставка, вправе применять данную ставку и в отношении доходов обособленного подразделения, находящегося в другом субъекте. В письме Минфина России от 7 апреля 2021 г. № 03-11-10/25586 разъяснено, что согласно п. 6 ст. 346.21 Налогового кодекса РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу в связи с применением УСН производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя), при этом постановка на налоговый учет по месту нахождения обособленного подразделения организации Налоговым кодексом РФ применительно к УСН не предусмотрена. В письме Минфина России 26 ноября 2020 г. № 03-11-10/103506 высказано мнение, что предложение о постановке на учет налогоплательщиков, применяющих УСН, в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности противоречит порядку постановки на налоговый учет организаций и физических лиц — индивидуальных предпринимателей, предусмотренному ст. 83 Налогового кодекса РФ.

При этом местом нахождения организации является её юридический адрес по месту нахождения единоличного органа управления, которым может быть и квартира, в которой зарегистрирован один из учредителей и единоличный исполнительный орган (см, в частности, постановление АС Северо-Западного округа от 28 декабря 2020 г. по делу № А56-116138/2019).

в России уже был печальный опыт структур ЮКОСа, которые регистрировались в регионах с льготным режимом налогообложения, но фактически деятельность в этих регионах не вели и даже бухгалтерский и налоговый учёт вели в Москве (см., в частности, постановления ФАС Московского округа от 30 декабря 2005 г. по делу №  КА-А40/12571-04 и
от 17 марта 2006 г. по делу № КА-А40/711-06, а также ФАС Поволжского округа от 26 ноября 2009 г. по делу № А55-9557/2008).

Таким образом, налоговые льготы для отдельных регионов предоставляют не того, чтобы кто-то просто снижал свои налоговые обязательства, а для поощрения развития экономики соответствующих регионов. Так, применительно в г.Байконур (территория Республики Казахстан, арендуемая Российской Федерацией) в постановлении ФАС Московского округа от 28 июля 2006 г. по делу №  КА-А40/5876-06 констатировалось:
регистрация организации на территории г. Байконур и применение ею налоговых льгот не были направлены на укрепление экономики г. Байконур, преследовали цель — уклонение ОАО от уплаты налогов.

Следовательно, для того, чтобы организация могла применять пониженные ставки УСН в конкретном регионе России, то она должна быть не просто зарегистрирована в данном регионе, но и должна вести в этом регионе активную предпринимательскую деятельности с наличием персонала, имущества и т.п. При этом наличие обособленных подразделений в других регионах не лишает организацию на пониженную ставку УСН, однако всё-таки преимущественная деятельность должна вестись в регионе регистрации (однако надо отдавать себе отчёт в том, что понятие «преимущественная» деятельность является оценочным и будет оценивать арбитражным судом исходя из конкретных фактических обстоятельств).

* Для индивидуальных предпринимателей (ИП) смена региона с пониженными ставками УСН не должна быть формальной

Поучительными являются обстоятельства налогового спора, по которому было принято решение АС Республики Крым от 23 августа 2018 г. по делу № А83-6320/2018:

  • ИП обратился с жалобой на решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, которое вынесли по результатам проверки отчетности по упрощенной системе налогообложения. При рассмотрении жалобы выяснилось, что предприниматель умышленно изменил место жительства с Хабаровского края на Республику Крым, чтобы применить пониженную ставку по УСН, но вести реальную предпринимательскую деятельность в Республике Крым и не собирался;
  • сотрудникам налогового органа удалось доказать, что, несмотря на несколько «гостевых» посещений Крыма, ИП не намеревался вести реальную предпринимательскую деятельность в республике – по месту регистрации не проживал, договоров на оплату коммунальных услуг не заключал, транспорт и недвижимость, используемые в предпринимательской деятельности, находились в Хабаровском крае, все первичные документы с контрагентами подписывались там же;
  • в результате сумму налога пересчитали по ставке УСН, установленной в Хабаровском крае, с учетом чего общая сумма доначислений составила более 1,7 млн рублей, а денежные средства уже частично поступили в бюджет;
  • основанием доначислений было решение органов МВД о признании регистрации гражданина фиктивной. А значит, сделали вывод налоговики, смена регистрации с Комсомольска-на-Амуре на Керчь преследовала только одну цель — получение налоговой выгоды.
    Таким образом, для ИП условия применение пониженных ставок УСН в конкретном регионе также жёсткие:
  • недостаточно быть просто зарегистрированным в регионе с пониженными ставками УСН;
  • необходимо также фактически проживать по месту регистрации и вести там свою предпринимательскую деятельность.

Медведев Александр

Добавить комментарий

Do NOT follow this link or you will be banned from the site!