14 мая 2021 г. Правительство РФ внесло в Государственную Думу Федерального собрания РФ проект поправок в НК РФ № 1170972-7, которыми, в частности, предлагается разрешить давний вопрос, который неоднократно звучал в арбитражной практике – так, в частности, в постановлении Поволжского округа от 8 февраля 2016 г. № Ф06-5004/2015 по делу № А65-9483/2015 констатировалось, что «НК РФ прямо не регулирует порядок расчета амортизации для случаев, когда: остаточная стоимость таких средств до модернизации (реконструкции) равнялась нулю».
В пояснительно записке к законопроекту отмечено, что в связи с противоречивой арбитражной практикой в части учёта расходов по осуществлению работ, связанных с реконструкцией (модернизацией) объекта основного средства по окончании срока полезного использования, производится уточнение порядка учёта подобных расходов в п. 2 ст. 257 НК РФ:
- первоначальная стоимость основных средств изменяется
в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям независимо от размера остаточной стоимости основных средств; - — если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств срок его полезного использования не увеличился, налогоплательщик применяет норму амортизации, определенную исходя из срока полезного использования, первоначально установленного для этого объекта основных средств.
Данное мнение неоднократно высказывал Минфин России – так, в частности, в письме Минфина России от 25 марта 2015 г. № 03-03-06/1/16234 констатировалось, что в случае если основное средство полностью самортизировано и проведены его достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация, техническое перевооружение, в целях налогового учета увеличивается первоначальная стоимость такого основного средства. При этом стоимость произведенных достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения будет амортизироваться по тем нормам, которые были определены при введении этого основного средства в эксплуатацию.
Таким образом, позиция Минфина России скоро получит законодательное закрепление, хотя многие суды уже давно придерживались мнения Минфина России (см., в частности, постановление ФАС Московского округа от 13 мая 2014 г. по делу № А40-5771/12).