Аннулирование налоговых деклараций всё-таки вне закона:
по жалобе Медведева А.Н. министерство юстиции РФ предложило
Федеральной налоговой службе отозвать письмо ЕД-4-15/13247@ с исполнения
Статьёй 80 Налогового кодекса Российской Федерации установлено: «Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога».
То есть налоговая декларация – это заявление самого налогоплательщика, который вправе это заявление впоследствии уточнить (ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации), отозвать или аннулировать.
При этом Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено право налоговых органов по аннулированию и, тем более – по отзыву (!) поданных налогоплательщиками налоговых деклараций, которые в любом случае подлежат камеральной налоговой проверке по правилам статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации с принятием соответствующего процессуального решения.
И вот – вопреки нормам ЗАКОНА — в письме ФНС от 10 июля 2018 г. № ЕД-4-15/13247@ «О ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА» вводится не предусмотренная Налоговым кодексом Российской Федерации процедура отзыва (аннулирования) налоговым органом поданных налогоплательщиком налоговых деклараций!
На мои многочисленные обращения в различные органы спустя ДВА месяца я получил ответ из ФНС от 4 октября 2018 г. № ЕД-3-15/7092@, из которого следует, что ФНС не сомневается в законности своей позиции по аннулированию налоговых деклараций, которая является, по мнению ФНС, всего лишь «технической процедурой», за которой, тем не менее следуют вполне конкретные негативные «зеркальные» последствия в виде снятия налоговых вычетов по НДС и непризнанию расходов у контрагентов организаций, у которых декларации были «аннулирования» налоговыми органами.
Вместе с тем незаконность позиции ФНС обусловлена следующими обстоятельствами:
Во-первых, в письме ФНС от 10 июля 2018 г. № ЕД-4-15/13247 предложено аннулировать поданные налоговые декларации по НДС – при этом под номером 0 обозначено такое основание для перевода налоговых деклараций: «Отказ руководителя (уполномоченного представителя) от участия в финансово-хозяйственной деятельности организации…». На этом основании в письме ФНС от 4 октября 2018 г. № ЕД-3-15/7092@ утверждается, что на этом основании эти документы «налоговыми декларациями не являются, так как лицо, их подписавшее, не может обеспечить достоверность и полноту указанных в декларации сведений вводу фактического отсутствия полномочий».
Однако данные тезисы не выдерживает никакой критики, поскольку, как подтверждает арбитражная практика, отказ не является безусловным обстоятельством, свидетельствующим о непричастности физического лица к деятельности возглавляемой им организации, поскольку тем самым они своим отказом избегают ответственности! Подобные выводы присутствуют, в частности, в постановлениях ФАС Московского округа от 25 июня 2014 г. по делу № А40-9903/13, ФАС Московского округа от 18 марта 2013 г. по делу № А40-10801/11-20-46, АС Поволжского округа от 22 января 2018 г.№ Ф06-28512/2017 по делу № А12-11347/2017, АС Поволжского округа от 7 сентября 2017 г. № Ф06-23837/2017 по делу № А57-26509/2016, АС Поволжского округа от 26 июня 2017 г. № Ф06-20607/2017 по делу № А57-17335/2016, АС Поволжского округа от 30 июня 2016 г. № Ф06-9124/2016 по делу № А12-26884/201.
В полученном в мой адрес письме уточняется, что «непричастность руководителя к ведению хозяйственной деятельности, а также к получению сертификатов ключей электронных подписей», то есть ФНС подтверждает, что все юридически значимые процедуры, а именно выдача ключей с предоставлением всех документов, подтверждающих полномочия директора, может быть перечеркнуто простым «отказом»?
Также ФНС подтверждает, что данное технические мероприятие по «аннулированию» налоговых деклараций направлено только на ту категорию лиц, в отношении которых имеются решения суда о признании физического лица не дееспособным, умершим или безвестно отсутствующим или решение суда о дисквалификации. Данные сведения должны вносится в ЕГРЮЛ, и тем самым все контрагенты будут заранее предупреждены, что в отношении данной организации могут быть применены технические процедуры по аннулированию деклараций. Сегодня данное обстоятельство игнорируется и сведения об аннулировании деклараций в открытом доступе не размещены и добросовестные налогоплательщики не могут самостоятельно это узнать и внести коррективы в свою хозяйственную деятельность.
Таким образом, формальный отказ лица от какого-либо отношения к созданным им обществам не может рассматриваться в качестве обстоятельства, достаточного для вывода о доказанности данного факта.
Во-вторых, процедура отзыва (аннулирования) налоговых деклараций в одностороннем порядке налоговыми органами не предусмотрена:
— ни нормами НК РФ;
— ни положениями Административного регламента ФНС, утв. приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н.
Налоговая декларация, не содержащая ошибки и принятая налоговым органом, не может быть аннулирована (отозвана) в одностороннем порядке самим налоговым органом – по ней должна пройти камеральная проверка по правилам ст. 88 Налогового кодекса РФ с оформлением соответствующего акта и решения.
Отозвать (аннулировать) поданную налоговую декларацию может только сам налогоплательщик – путём подачи уточнённой налоговой декларации.
Арбитражная практика подтверждает, что налоговые органы даже не вправе отказать в приёме налоговых деклараций по субъективным мотивам, поскольку приём налоговых деклараций является государственной услугой.
Подобные выводы содержатся, в частности, в постановления АС Западно-Сибирского округа от 20 июля 2018 г. по делу № А67-8529/2017, АС Западно-Сибирского округа от 25 июля 2018 г. по делу № А67-9224/2017, АС Западно-Сибирского округа от 10 августа 2018 г. по делу № А67-9223/2017.
Таким образом, налоговые органы не вправе не только аннулировать налоговые декларации, но и не вправе отказывать в их приёмке по формальным субъективным основаниям типа «отказ директора».
С моими аргументами согласилось Министерство юстиции РФ (см. письмо в приложении), которым Федеральной налоговой службе предложено отозвать письмо ЕД-4-15/13247@ с исполнения!
Медведев Александр Николаевич,
генеральный директор ООО «Аудит БТ», аудитор (единый аттестат),
член Палаты налоговых консультантов, консультант по налогам и сборам I категории,
кандидат экономических наук
1 Comment
Алексей
Ноябрь 4, 2018 в 10:43 дпСпасибо за Вашу переписку с ФНС и Минюстом